В гимназии создана образовательная среда, обеспечивающая общеинтеллектуальное развитие школьников в условиях ФГОС.
Внеурочная деятельность предоставляет большие возможности для интеллектуального развития школьников. Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено: кружками «Шахматы», «Развивайка», «Эрудит», «ТРИЗ», «Радиоуправляемые модели», «Развитие творческих способностей», «Основы финансовой грамотности», интеллектуальными клубами, каникулярным лагерем (естественно-научным и филологическим), школой исследователей.
Внедрение новых форм внеурочной деятельности, нового содержания программ внеурочной деятельности позволяет создать такую интеллектуальную среду для учащихся, которая предоставляет максимальную возможность найти путь к саморазвитию.
Внедрены новые формы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: каникулярный лагерь (естественно-научный и филологический), проектные мастерские, метапредметные недели, газета «Школьный меридиан», расширен спектр интеллектуальных клубов: дискуссионный клуб, литературный клуб «Весёлая горница», клуб любителей иностранного языка, клуб интересных встреч, «Умники и умницы».
Организованы проектные мастерские. Проектная мастерская - добровольное сообщество учащихся и педагогов-мастеров с целью создания проектов определённой направленности. Каждый ученик, выбравший проектную мастерскую, в течение учебного года посещают 4 различные мастерские. Занимаясь в выбранной мастерской учебную четверть, учащиеся выполняют проект и представляют его на ярмарке проектов. В следующей четверти учащийся должен выполняет проект у другого руководителя – мастера. Направления проектов различны: творческий, исследовательский, краеведческий, социальный, информационный.
Для учащихся с высокой мотивацией к познавательной деятельности организована работа каникулярного лагеря: естественно-научного, филологического, которые функционирует на осенних, зимних, весенних, летних каникулах. Занятия направлены на развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Формы проведения занятий разнообразны: погружения, выполнение проектов, исследований, проблемных, творческих заданий, интеллектуальные игры, конкурсы, эксперименты, практические работы, речевые тренинги. Все занятия носят деятельностный характер.
Занятия дискуссионного клуба включают: знакомство с формами дискуссий, правилами ведения дискуссии, занятия по развитию речи (монолог, диалог, полилог), подготовку к дискуссиям и проведение дискуссий. Предусмотрены практические работы, выполнение проектов.
Интеллектуальный клуб «Умники и умницы» позволяет объединить интеллектуалов гимназии, привести в систему работу по подготовке к городским интеллектуальным играм. Занятия проводятся как в гимназии, так и запланированы выездные интеллектуальные игры городского уровня. Формы гимназических интеллектуальных игр разнообразны: «Что?Где? Когда?», «Брейн-ринг», интеллектуальное многоборье, «Эрудит-лото», «Интеллект-ассорти» и др. Предусмотрено выполнение учащимися творческих проектов – разработка заданий интеллектуальной игры, интерактивные экскурсии.
Новая форма внеурочной деятельности – метапредметная неделя. Эта форма внеурочной деятельности реализуется через программу «За страницами учебника». В рамках метапредметной недели проводятся внеклассные мероприятия, объединенные общей метапредметной темой филологической направленности. Программа предусматривает подготовку и проведение мероприятий, занятия по развитию речи, лингвистические и литературные конкурсы. Ведущая деятельность – проектная. Каждая тема, изучаемая за рамками учебника, заканчивается презентацией творческого проекта на фестивале творчества, который проходит в несколько дней. Работа организуется на русском, английском, немецком, французском языках.
Члены литературного клуба «Весёлая горница» не только постигают таинства поэзии, основы стихосложения, но и сами создают поэтические тексты. Формы проведения занятий разнообразны: экскурсии в Вернисаж, выполнение групповых проектов, творческие встречи с поэтами г. Прокопьевска, литературные гостиные. Поэтические тексты, созданные учащимися, оформляются в журнал «Весёлая горница». В конце учебного года проходит презентация журнала.
Клуб любителей иностранного языка. Учащиеся, посещающие клуб, участвуют в международных проектах, конкурсах на лучшее письмо другу, организуют литературные гостиные, кукольный театр, инсценируют сказки на иностранных языках. Главной особенностью клуба является живое общение с носителями языка. Члены клуба ведут тесное сотрудничество с культурным центром изучения немецкого языка Кемеровской области на базе Гёте-института.
В гимназии работает научное общество «Интеллект», которое объединяет учащихся 2-11 классов, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью. Результаты работы учащихся ежегодно представляются на гимназической, городской научно-практической конференции «Старт в науку», на областных научно-практических конференциях «Эрудит», «Диалог», на областных краеведческих чтениях.